Crazy-Travel Crazy-Travel Crazy-Travel

Crazy-Travel

Авторские необычные птешествия в Латинскую Америку и другие континенты

Мы в соц. сетях

TravelCrazy в фэйсбуке
TravelCrazy в твиттере
TravelCrazy в контакте

Введите Ваш e-mail:

История Мексики

С момента появления первых поселенцев Мексика была территорией обитания охотников-собирателей. Около 9 тысяч лет назад произошла сельскохозяйственная революция, которая привела к возникновению крупных городов, а затем и древних государств, таких как империя ацтеков и государства майя.

Одной из первых индейских культур, «материнской культурой» Мексики, была цивилизация ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива со II тыс. до н. э. по 400 год н. э. Слово «ольмеки» ацтекского происхождения, и обозначает «люди из страны каучуковых деревьев», от olli — каучук. Первым по времени центром городской культуры ольмеков был Сан-Лоренцо. Культовый центр этой цивилизации, расцвет которого пришёлся на VIII—IV века до н. э., располагался на территории нынешнего штата Табаско. Там были найдены несколько пирамид (высотой до 35 м), вымощенные ценными породами камня культовые площадки, склепы, церемониальные тайники, алтари и стелы, а также 5 гигантских скульптурных человеческих голов из базальта.

Влияние ольмекской цивилизации на историю Месоамерики трудно переоценить: ольмеки, по всей видимости, первыми изобрели идеографическую письменность, перешедшую затем к великим цивилизациям более позднего периода, научились строить фундаментальные сооружения, они же, благодаря астрономическим наблюдениям, сумели разработать солнечный календарь, без изменений перешедший затем к ацтекам и майя, и т. н. систему «длинного счёта» а также счёт по к’атунам или двадцатилетиям, дата начала которого — 4 Ахау 8 Кумху также легла в основу всей индейской историографии. Ольмеки познакомили окрестные племена со священной игрой в мяч, которую испанцы застали у более поздних цивилизаций.

Гораздо хуже ольмекской известна древняя цивилизация сапотеков, возникшая около 500—450 года до н. э., центр которой находился в Монте-Альбане. Там располагается знаменитый «Храм танцующих», стены которого испещрены письменами, не дешифрованными до нынешнего времени. И наконец, созданная неизвестным народом культура Исапы полагается переходной к классической эре. В ней отразились черты, свойственные как ольмескому типу, так и цивилизациям более позднего времени.

Классическая эпоха в Мексике началась около 150—400 года (причём начало её варьировалось в зависимости от степени развития местной культуры) и продолжалась до 900 года. В Мексике её прежде всего характеризует расцвет Теотиуакана, ставшего шестым по размеру городом на земном шаре. Оставаясь народом, живущем ещё в новом каменном веке, теотиуаканцы сумели возвести действительно огромный ансамбль домов и храмов, среди которых особенно выделяются Пирамида Солнца и Пирамида Луны, сохраняющиеся до сих пор. Вопрос, какой народ стал основателем этого города, остаётся открытым и поныне. Испанские источники считали таковым индейцев-тотонаков, местные же племена единодушно объявляли его создателями божественные силы. Доказано, что город испытал на себе сапотекское влияние, причём божества этого народа почитались в бедняцкой части города.

История цивилизации майя прослеживается с раннего предклассического периода (ок. II тыс. до н. э.—I тыс. до н. э.), в средний предклассический период (I тысячелетие до н. э.—400 год до н. э.) возникли первые государственные образования[Л 14]. Индейцы майя распространили своё влияние на полуостров Юкатан и территории современных Гватемалы, Белиза, Гондураса, Сальвадора и нескольких штатов Мексики. На этих землях проживало несколько племён, унаследовавших одну культуру, но имевших региональные различия. Самыми многочисленными из них были майя, киче, уастеки, какчикели, чонталь, лакандоне, ица.

Постклассической эпохой в истории Мексики называется период времени от 900 года вплоть до испанского завоевания. Постклассическая эпоха начинается с вторжения северных варваров, в индейских манускриптах называемых чичимеками, то есть «собачьими детьми». В доколумбовой Америке это имя не считалось зазорным, более того, множество поздних правителей считало для себя почётным чичимеское происхождение

В современных исторических работах превалирует идея, что чичимеки представляли собой пеструю смесь племен, потомков ранних «пустынных цивилизаций», промышлявших собирательством и охотой на мелкую дичь. Эту вторую волну переселенцев заставили двинуться на Юг засуха и вызванный ею голод. Из раннего племенного союза достаточно быстро выделились тольтеки (чье имя предположительно значит «строители» или «стратеги»), прародиной которых предположительно были земли к западу от Сьерра-Мадре.

Они основали мощное государство, столицей которого стала Тула. Тольтеки (или тольтеки-чичимеки) взяли в свои руки торговлю обсидианом, даже в начале эры металлов все ещё бывшим высоко ценимым сырьем, использовавшимся для изготовления орудий труда и оружия. Тула превратилась в центр добычи и торговли обсидианом, распространившейся на всю территорию нынешней Мексики.

Ацтеки, создавшие одно из могущественных государств доколумбовой Америки, покорили многие племена Центральной Мексики. Их прародина, которую они называли островом Ацтлан, скорее всего находилась на побережье и островах, прилегающих к северной части Калифорнийского залива. Ацтекская цивилизация на первоначальном этапе была созданием семи племен: аколуа, текпанека, тласкальтека, тлауика, шочимилька, чалька и охотничьих племен ацтеков, оказавшихся самыми воинственными.

Каждое племя обычно делилось на двадцать территориальных общин. Часть земель (альтепетлальи) обрабатывалась коллективно, а другая (тлальмильи) — индивидуально, эти наделы выдавались главе семьи в пожизненное пользование, а после его смерти возвращались в общинный фонд. Ацтеки использовали дренажные работы, искусственное орошение, каналы. В неглубоких озёрах с помощью покрытых илом и привязанных к сваям тростниковых плотов создавались сады и огороды — чинампас. Столица ацтекской империи — Теночтитлан (современный Мехико), построенная посреди озера, соединялась с берегом мостами и дамбами и имела вместо улиц каналы. Сохранились остатки акведуков, подававших питьевую воду. Были развиты обработка камня и дерева, ткачество, изготавливалась полихромная керамика, получила развитие скульптура.

Верование ацтеков в сравнении с другими племенами были достаточно оригинальны. Главное место в пантеоне занимал бог войны Уицилопочтли. Среди важнейших богов были Тескатлипока, Тлалок, Тонатиу, Метчтли, Кетцалькоатль, Синтеотль, Миктлантекутли и Миктлансиуатль. Практиковались человеческие жертвоприношения, необходимые, чтобы питать Солнце кровью.

В XVI веке Мексика была колонизирована испанцами. Колониальное правление, продлившееся 300 лет, окончилось освободительной войной и установлением мексиканской монархии, а затем и республики. История Мексики знает периоды гражданских войн, интервенций и диктатур. Новейшая история отмечена экономическим подъёмом и несколькими кризисами, а также политической гегемонией одной партии. В конце XX столетия наметилась тенденция к демократизации, а в XXI веке страна перешла к по-настоящему многопартийной системе.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Рекомендую к прочтению