Crazy-Travel Crazy-Travel Crazy-Travel

Crazy-Travel

Авторские необычные птешествия в Латинскую Америку и другие континенты

Мы в соц. сетях

TravelCrazy в фэйсбуке
TravelCrazy в твиттере
TravelCrazy в контакте

Введите Ваш e-mail:

Индейцы пемон.

ПЕМОН (самоназвание, буквально — «люди»), индейский народ группы карибов на юго-востоке Венесуэлы в бассейне рек Карони и Парагуа, небольшие группы в пограничных районах Бразилии. Делятся на 3 диалектные локальные группы: арекуна, таулипанг (таурепан), камаракото. Общая численность 11 тыс. человек.

Основное занятие — подсечно-огневое ручное земледелие (горький и сладкий маниок, ямс, таро, батат, кукуруза, рис, арахис, фасоль, бананы, сахарный тростник, папайя, перец, табак, хлопчатник). Охота (в прошлом при помощи лука и стрел, современная при помощи огнестрельного оружия) и собирательство имеют второстепенное значение. В небольшом количестве держат кур. Крупный рогатый скот разводят в основном близ бразильской границы. Ремёсла — гончарное, ткацкое (приходят в упадок), плетение.

Жилища круглые или овальные, с конической крышей, стены из дерева и тростника, обмазаны глиной. Распространяются прямоугольные дома под двускатной или пирамидальной крышей.

Одежда креольского типа из домотканой или чаще покупной хлопчатобумажной материи; традиционная одежда — хлопчатобумажная набедренная повязка (у женщин — с геометрическим орнаментом).

Инициации как мальчиков, так и девочек включают соблюдение пищевых запретов и преодоление физической боли (бичевание, укусы муравьёв).

Община состоит из локальных групп, включающих по несколько материнских больших (расширенных) семей (30—40 человек), живущих каждая в отдельном доме-поселении. Полигиния редка, двух жён (часто это сёстры) имеют в основном вожди общины или группы.

Традиционные верования — почитание культурного героя Макунаимы, шаманизм. Богаты фольклор и мифология.

Из воспоминаний Андрей Шляхтинского проводника в путешествиях по Венесуэле и др.странам Южной Америки.

Во время венесуэльского этапа нашего недавнего путешествия в Южную и Центральную Америки мы столкнулись с интересной особенностью восприятия индейцами пемон жизненного пространства. В общих чертах оно разделено на две части: реки и прибрежные районы, где селятся индейцы, и вся остальная территория — окружающие речные поймы леса, горные цепи и столовые горы-тепуи.
Реки и речные долины в представлении пемон контролируются «водными людьми», духами — Рато, которые преимущественно доброжелательно расположены к индейцам и помогают им во всем (от шаманских практик до рыбалки). Напротив, вся территория, лежащая хотя бы уже в часе пешего хода от берега реки — это вотчина злых по отношению к людям существ. Это злой дух Канайма, с которым обычный человек не может совладать, и логически связанные непосредственно с Канаймой ягуары-людоеды, обобщенно именуемые на языке пемон «мана» (ударение на последний слог).
Водные люди Рато контролируют исключительно реки и прибрежные районы, Кнайма и мана — всю окружающую территорию. Мы в своем путешествии солкнулись с тем, что индейцы-проводники наотрез отказались отвести нас (и меня) к одному из небольших озер, расположенных всего в получасе хотьбы от берега реки Парагуа. Наш проводник, с которым у нас сложились прекрасные отношения, с охотой расскзывал об этом озере, об окружающих горах, водил нас на золотые прииски, не скрывал мест, где индейцы моют алмазы, но ни в какую не захотел вести нас на это озеро. На все уговоры он лишь отвечал, что там живут мана, и что они нас съедят. И его тоже, если он пойдет с нами. Напомню, озеро располагается совсем рядом от берега реки, не далее пары километров. При этом проводник, желая вразумить нас, в красках рассказывал все случаи, в которых главными героями были мана, убивающие людей.
Когда я спросил, почему Канайма и мана не могут навредить индейцам близ реки, проводник ответил, что река и джунгли — это как две страны, Венесуэла и Колумбия. Ни одна из них не может распоряжаться на территории соседа. А злые существа не в силах вредить и убивать людей близ рек потому что здесь пемон находятся под защитой водных людей Рато.

 


На реке Парагуа, на реке Карони, близ горы Рорайма и далее повсюду, где живут индейцы пемон бытует такая легенда. Лет ей не более двадцати, так как события, описанные в ней, имели место в девяностых — начале нулевых годов.
Когда прокладывали дорогу на Санта-Элену-де-Уайрен, а она проходила по землям индейцев пемон, случилась вот какая история. Дорогу строили метисы-венесуэльцы, а помогали им в этом инженеры из США. По плану дорога должна была проходить мимо одной горы, в которой была пещера. В ней, как знали пемон, жили ягуары-людоеды мана. Поскольку лучше индейцев местность никто не знал, то и пемон из прилегающих деревень задействовали в качестве проводников. Когда дорогу довели до горы, индейцы сказали: «Здесь нельзя строить. Тут живут мана. Надо вести дорогу в обход горы».
Однако начальники не послушали индейцев. Они сказали: «Мы вам платим за то, чтобы вы нам помогали. Мы будем прокладывать дорогу так, как показано на плане. Вы должны отвести нас туда, чтобы мы сделали свою работу». Но индейцы отказались. «Мы не пойдем туда. Мы не хотим умереть».
Тогда инженеры взяли рабочих-метисов, захватили ружья — они все же обеспокоились тем, что индейцы рассказывали о пещере с ягуарами — и отправились к горе. Там они нашли пещеру и вошли внутрь. Вдруг слышат: «цик-цик-цик». Это мана были. Они съели всех, кто вошел в пещеру. Нико не вернулся.
Тогда другие американцы сообщили в США, чтобы им прислали помощь. И президент США отправил в Венесуэлу солдат, чтобы они убили ягуаров-людоедов. Когда пришли солдаты, у них были винтовки, гранатометы. Они думали, что убьют мана и смогут построить дорогу. Солдат было десять или пятнадцать, говорят. Они все пошли в пещеру. Никто не вернулся. Те, кто оставались в лагере рабочих, слышали выстрелы, взрывы. Но никто не вернулся.
Тогда снова попросили помощи у президента США. И он отправил еще солдат. Много солдат. Все вооруженные. И вот, что случилось. Эти солдаты уже знали, что в пещере живут ягуары-людоеды. Они боялись, поэтому шли медленно, осторожно. Когда солдаты вошли в пещеру, они услышали «цик-цик-цик» и увидели больших ягуаров, которые приближались к ним и хотели съесть. Тут все начали стрелять из винтовок, пулеметов, бросать гранаты. Солдаты убили много ягуаров, но и ягуары сожрали много солдат. И вот командир американцев увидел, что все мана убиты, но и все солдаты его тоже мертвые или сильно раненые. Один он стоял и смотрел на мертвые тела мана и людей. Он думал, что победил. И в этот момент из глубины пещеры раздался крик, очень громкий крик. Это кричал хозяин ягуаров мана, самый главный мана. От этого крика у командира американцев остановилось сердце и он умер. Никто не вернулся из пещеры.
Больше президент США не посылал к нам солдат. А дорогу на Санта-Элену построили в обход той горы и пещеры, где живут ягуары мана.

Краткий словарик названий сил и духов, которым эти индейцы поклоняются:

Makunaima – один из основных мифологических героев, творец

Kachiri — алкогольный напиток из юки (маниока). Приготавливается из муки из маниока, залитой водой, кипяченой и забродившей.

Как и у многих других индейских народов, у пемон существует разделение всех живых существ на две большие группы: домашние – yeken и дикие, включая многочисленных духов – enek. Ко второй группе относятся Piaima, Orodan, Awoinerupue, Kanaima и другие.

Imoronek – сила, которой наделены все enek’и, и которая при контакте с человеком оказывает на него пагубное влияние.

Akuwamari – дух юки, являющийся человеку во сне в образе доброй старухи, творящей добро (esewon nosamo)

Rato – хозяин водного мира, его вождь (potori)

Mawari – обитатели водного мира, похожие на пемон и ведущие сходный образ жизни

Amuchima (Mochima) – гарпия. В мифологии – огромная хищная птица, утаскивавшая и поедавшая животных, детей и взрослых.

Ayiten – птица, которая помогла индейцам пемон приготовить яд и убить amuchima.

Maichak (Maisak, Maichapue, Maichauri, Maichopa) – мифологический персонаж, которого считают своим предком две группы индейцев пемон – Kamarakoto и Pichaukok.

Amairiwak – в представлении пемон, злой дух. Живет в горах, в водопадах и озерах, а передвигается внутри деревьев. Другое его имя – Totopui.

Aruk – древесный дикобраз

Aramari – в представлении индейцев пемон – дух-enek с головой человека и туловищем змеи.

Waranapi – гром и молнии, которые по представлениям пемон являются карликами, ходят с маленькими ружьями и живут в тучах. При этом разделения между молниями и громом в представлении индейцев нет. Среди представителей группы пемон Arekuna известны под именем Korume.

Kanaima – согласно представлениям пемон, злой enek, не являющийся призраком (согласно верованиям метисов). Существо из плоти и крови, живущий в джунглях в полном одиночестве. Подкарауливает и убивает людей на тропах.

На реке Парагуа в Венесуэле, в ее среднем течении есть одна примечательная пещера — Maripu Deempu, с которой индейцы пемон связывают легенду о гигантской летучей мыши-людоеде.

Путешествие-экспедиция с Андреем Шляхтинским в Венесуэлу , с посещением индейских поселений пемон.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Так же рекомендуем к прочтению

Tags: ,